Постановка рангоута и подъем парусов
Если шлюпка начинает движение под парусами непосредственно от борта судна, причала, места якорной стоянки или после лежания в дрейфе с плавучим якорем, то прежде всего подается и выполняется команда «Приготовиться рангоут ставить». По этой команде гребцы укладывают все весла по бортам шлюпки и привязывают их штертами к борту. Отпорные крюки также кладут вдоль борта, но в отличие от весел не привязывают. Если рангоут находится в чехле, то последний снимают и, аккуратно сложив, убирают под кормовое сидение. Затем гребцы откидывают наметки для крепления мачт и вставляют в отверстия на банках нагели для крепления фалов и галсов.
Если движение под парусами начинают после хождения на веслах, то шлюпку выводят в такое место, чтобы во время постановки рангоута и подъема парусов ее не нанесло на какое-либо препятствие. Развернув шлюпку против ветра, подают команду «Шабаш, рангоут ставить!». По этой команде гребцы заканчивают греблю и выполняют те же действия, что и при команде «Приготовиться рангоут ставить!».
По выполнении приготовительных действий подается команда «Рангоут ставить!». По этой команде гребцы должны выполнять строго определенные действия в зависимости от того, где они сидели во время гребли.
Для примера разберем выполнение этой команды на шестивесельной шлюпке. Загребные и средние сдвигают мачту к корме и поднимают ее в вертикальное положение, а баковые устанавливают шпор мачты в степс, закрывают наметку и запирают ее нагелем. Вслед за этим баковые и средние разбирают, обтягивают и закрепляют ванты, а загребные тем временем развязывают сезни, крепящие свернутый парус к рейку, и разворачивают парус. Обтяжку и крепление вант гребцы производят вдвоем - баковый и средний левого борта обтягивают и закрепляют левые ванты, а баковый и средний правого борта — правые. Соединенный с нижним коушем вантины линь поочередно пропускают в обух вант-путенса и коуш вантины таким образом, чтобы получился тросовый талреп из 5 —7 шлагов (ходовой конец линя должен выходить из вант-путенса). Затем один гребец обтягивает вантину руками, а другой выбирает слабину полученного талрепа. Для закрепления талрепа ходовой конец линя обносят вокруг шлагов и пробивают между ними, образуя при этом прочный бензель (рис. 101).
Если движение под парусами начинают после хождения на веслах, то шлюпку выводят в такое место, чтобы во время постановки рангоута и подъема парусов ее не нанесло на какое-либо препятствие. Развернув шлюпку против ветра, подают команду «Шабаш, рангоут ставить!». По этой команде гребцы заканчивают греблю и выполняют те же действия, что и при команде «Приготовиться рангоут ставить!».
По выполнении приготовительных действий подается команда «Рангоут ставить!». По этой команде гребцы должны выполнять строго определенные действия в зависимости от того, где они сидели во время гребли.
Для примера разберем выполнение этой команды на шестивесельной шлюпке. Загребные и средние сдвигают мачту к корме и поднимают ее в вертикальное положение, а баковые устанавливают шпор мачты в степс, закрывают наметку и запирают ее нагелем. Вслед за этим баковые и средние разбирают, обтягивают и закрепляют ванты, а загребные тем временем развязывают сезни, крепящие свернутый парус к рейку, и разворачивают парус. Обтяжку и крепление вант гребцы производят вдвоем - баковый и средний левого борта обтягивают и закрепляют левые ванты, а баковый и средний правого борта — правые. Соединенный с нижним коушем вантины линь поочередно пропускают в обух вант-путенса и коуш вантины таким образом, чтобы получился тросовый талреп из 5 —7 шлагов (ходовой конец линя должен выходить из вант-путенса). Затем один гребец обтягивает вантину руками, а другой выбирает слабину полученного талрепа. Для закрепления талрепа ходовой конец линя обносят вокруг шлагов и пробивают между ними, образуя при этом прочный бензель (рис. 101).
После этого средние гребцы приподнимают реек, подвешивают его третной стройкой на гачок ракс-бугеля и берут в руки фал. Одновременно один из баковых пропускает через носовой рым кливер-галс, другой закладывает в обушки вант-путенсов кливер-шкоты, а загребные закладывают в кормовые обушки фока-шкоты.. Шкоты должны быть заложены в обушки всегда со стороны наружного борта. В целях предохранения шкотов от перетирания рекомендуется пропускать их через одношкивные блочки, закрепленные за эти обушки.
По выполнении всех перечисленных действий подготовка к подъему парусов заканчивается, и один из средних докладывает: «На фалах!». Далее следует команда «Поднять паруса!», по которой средние дружно поднимают реек до места и закрепляют фал. Непосредственно вслед за этим правый баковый обтягивает и крепит кливер-галс, а правый загребной — фока-галс. Левые баковый и загребной должны во время подъема паруса держать соответственно кливер-шкоты и фока-шкоты. Как только паруса заберут ветер, они отпускают один из шкотов и про должают управлять шкотами подветренного борта. Закрепив кливер и фока-галсы, правые баковый и загребной садятся за управление шкотами, а средние после крепления фала остаются незанятыми.
На крупных двухмачтовых шлюпках постановку рангоута и подъем парусов производят таким же образом, При этом паруса поднимают поочередно.
Постановка рангоута и подъем парусов рейкового раздельного вооружения отличаются от изложенного выше способа только тем, что реек с основным парусом (гротом) поднимается отдельно от кливера. Для подъема отдельного кливера на топовом бугеле мачты закреплена снасть, называемая кливер-леером. Другой конец кливер-леера крепят во время постановки мачты за рым на форштевне или к бушприту. В этом же месте крепят кливер-галс. Косая шкаторина кливера соединяется с кливер-леером при помощи сегарсов. В связи с этим кливер-леер необходимо сначала продеть через все сегарсы кливера — от фалового до галсового угла, а затем уже крепить к корпусу - шлюпки. Поднимается кливер отдельным фалом, пропущенным через шкив на топе мачты. На шлюпках небольшого размера кливер-леер в оснастке мачты может не применяться. В этом случае при подъеме парусов косая шкаторина кливера ни с чем не соединяется, а только растягивается между галсом и фалом.
Таким образом, при подготовке к подъему парусов, рейкового раздельного вооружения необходимо не только подвесить реек на ракс-бугель и заложить шкоты, но и подготовить к подъему кливер (обтянуть и закрепить кливер-леер, закрепить галс и ввязать фал в фаловый угол).
По выполнении всех перечисленных действий подготовка к подъему парусов заканчивается, и один из средних докладывает: «На фалах!». Далее следует команда «Поднять паруса!», по которой средние дружно поднимают реек до места и закрепляют фал. Непосредственно вслед за этим правый баковый обтягивает и крепит кливер-галс, а правый загребной — фока-галс. Левые баковый и загребной должны во время подъема паруса держать соответственно кливер-шкоты и фока-шкоты. Как только паруса заберут ветер, они отпускают один из шкотов и про должают управлять шкотами подветренного борта. Закрепив кливер и фока-галсы, правые баковый и загребной садятся за управление шкотами, а средние после крепления фала остаются незанятыми.
На крупных двухмачтовых шлюпках постановку рангоута и подъем парусов производят таким же образом, При этом паруса поднимают поочередно.
Постановка рангоута и подъем парусов рейкового раздельного вооружения отличаются от изложенного выше способа только тем, что реек с основным парусом (гротом) поднимается отдельно от кливера. Для подъема отдельного кливера на топовом бугеле мачты закреплена снасть, называемая кливер-леером. Другой конец кливер-леера крепят во время постановки мачты за рым на форштевне или к бушприту. В этом же месте крепят кливер-галс. Косая шкаторина кливера соединяется с кливер-леером при помощи сегарсов. В связи с этим кливер-леер необходимо сначала продеть через все сегарсы кливера — от фалового до галсового угла, а затем уже крепить к корпусу - шлюпки. Поднимается кливер отдельным фалом, пропущенным через шкив на топе мачты. На шлюпках небольшого размера кливер-леер в оснастке мачты может не применяться. В этом случае при подъеме парусов косая шкаторина кливера ни с чем не соединяется, а только растягивается между галсом и фалом.
Таким образом, при подготовке к подъему парусов, рейкового раздельного вооружения необходимо не только подвесить реек на ракс-бугель и заложить шкоты, но и подготовить к подъему кливер (обтянуть и закрепить кливер-леер, закрепить галс и ввязать фал в фаловый угол).
Как связать прямой узел с наложением марки видео
Комментариев нет:
Отправить комментарий