Оплетение концов троса
Для укрепления и предохранения концов троса от распускания применяются оплетки. При помощи их обычно заделывают ходовые концы растительных тросов бегучего такелажа, оплетают толстые тросы, а также покрывают сплесни, кранцы, легости, мусинги. По способу изготовления и своему назначению оплетки подразделяют на голландскую, татарскую, фалрепную, с обносом, оплетку одним концом и трехшлажную.Голландская оплетка (рис. 63) применяется при оплетении концов троса, кранцев, легостей, швабр и т. д.
На некотором расстоянии от конца троса накладывают прочную марку, до которой трос (распускают на каболки. Отделив нужное количество каболок (в зависимости от толщины троса), загибают их вверх и прихватывают к тросу временной маркой. Затем, чтобы (оплетенный конец не был толще снасти, у самой марки вырезают треть оставшихся каболок, а на середине — еще половину.
Перевязав верхними каболками накрест оставшуюся сердцевину троса, получают так называемую редьку, которую затем покрывают оплеткой. Для этого срезают марку из оставленных каболок, а последние свивают в шкимушии. Правую шки-мушку накладывают на левую, нижнюю подтягивают вверх, после чего (шкимушки один раз перекручивают. Таким образом переплетают все шкимушки до конца, следя за тем, чтобы оплетка плотно и равномерно ложилась на редьку. Если оплетка неплотно покрывает редьку, то взято много шкимушек. В этом случае число их необходимо уменьшить. По мере приближения к концу число каболок в оплетке должно уменьшаться. Оплетку заканчивают прочной маркой.
Татарская оплетка (рис. 64,а) применяется при сплетении концов троса. Этот вид оплетки наиболее практичен, изготовлением его занято два человека. Сплетению троса татарской оплеткой предшествуют все подготовительные работы, указанные выше. После свивки количество шкимушек должно быть обязательно четное.
Трос оплетают следующим образом. Два человека становятся один против другого и разделяют все шкимушки между собой пополам, после этого каждый разделяет свою часть еще пополам. Затем, перекрещивая две средние каболки, передают их друг другу, причем один должен подавать свои шкимушки все, время сверху, а другой — снизу. Оплетка заканчивается наложением марки. Оставшиеся концы обрезают вместе с редькой ниже марки, а оплетку обивают мушкелем.
Фалрепная оплетка выполняется так же, как и татарcкaя с той лишь разницей, что плетение ведут одновременно четырьмя или шестью шкимушками.
Оплетка с обносом (рис. 64,6) применяется в тех случаях, когда требуется красиво заделать конец троса. При сплетении троса этим видом сплетни берут нужное количество каболок или шкимушек, поочередно загибают их вверх и делают при этом каждый раз обнос ссученной шкимушкой или шкимушгаром. Заканчивается оплетка наложением прочной мэрии со змейкой.
Оплетка одним концом (рис. 64,е) широко применяется при сплетении кранцев, легостей, мусингов; проста в изготовлении, на выделку расходуется сравнительно мало материала. В зависимости от оплетаемого предмета материалом может служить трос, прядь смоленого троса, линь или специально свитая для этой цели шкимушка. На одном конце троса или линя заделывают очко, другой конец обносят вокруг шейки кранца, пропускают в заделанное очко и слегка затягивают. Ходовым концом, пропуская его сверху вниз через образованную петлю у шейки стропа, делают полуштыки. После окончания первого ряда полуштыков ходовой конец таким же образом пропускают в шлаги первого ряда.
Для увеличения числа шлагов последующих рядов ходовой конец пропускают в одну петлю верхнего ряда по два раза. Таким образом поступают до тех пор, пока оплетка не дойдет до цилиндрической части кранца. Здесь ходовой конец пропускают в каждую петлю по одному разу. По мере уменьшения диаметра кранца или другого оплетаемого предмета число шлагов уменьшают, для чего ходовой' конец линя пропускают не в каждую петлю, а с промежутками. Заканчивая сплетку, ходовой конец линя два раза пропускают в последнюю петлю — получают выбленочный узел, линь обрезают, а конец пробивают под шлаги оплетки.
При оплетении буксирных кранцев или мягких кранцев больших размеров оплетку необходимо начинать от средней части кранца. Это дает возможность одновременно выполнять работу двум и более рабочим.
При оплетении кранцев следует внимательно следить, чтобы плетка плотно покрывала поверхность кранца, для чего нужно в процессе работы увеличивать или сбавлять число шлагов (по форме кранца). Каждый шлаг необходимо хорошо обтягивать и обивать свайкой или мушкелем.
Трехшлажная оплетка (рис. 64,г) применяется для сплетения мусингов. Материалом для ее выделяй служат: стеклинь, юзень, .марлинь или толстая парусная нитка. При изготовлении этой оплетки важно правильно сделать ее основу. Для этого берут линь нужной длины и середину его обносят поверх мусинга, накладывая ходовой конец накрест на шлаг (справа налево). Тем же ходовым концом накладывают второй шлаг (левее первого). Ходовой конец кладут накрест на второй шлаг (слева направо) и пропускают под первый. После этого первый шлаг пропускают под второй справа налево, ходовой конец накладывают на второй шлаг, пропуская его под первым шлагом. В дальнейшем, раздвинув и равномерно обтянув шлаги основы на мусинге работают обоими концами. Ходовой конец пробивают параллельно полученным шлагам на мусинте до тех пар, пока весь мусинг не покроется оплеткой. После этого оставшиеся концы линя обрезают. В процессе работы шлаги оплетки .должны обтягиваться, в противном случае оплетка может распуститься.
Как связать прямой узел с наложением марки видео
Комментариев нет:
Отправить комментарий