Повороты на парусной шлюпке
Поворотом парусной шлюпки называется изменение направления ее движения, связанное с переходом на другой галс. Повороты бывают двух видов: оверштаг и через фордевинд.При повороте оверштаг шлюпка переходит на другой галс, пересекая линию ветра носом.
Перед началом поворота необходимо иметь хорошую скорость, чтобы шлюпка лучше слушалась руля и имела достаточную инерцию. По команде «К повороту, поворот оверштаг!» гребцы готовятся к повороту, проверяя, свободно ли проходят шкоты через блоки или обухи. Затем подается команда «Кливер-шкоты раздернуть!», по выполнении которой кливер выключается из работы, и центр парусности переносится ближе к корме.
Когда шлюпка станет приводиться к ветру, подается команда «Фока-шкоты стянуть!» Шкотовые медленно выбирают шкоты, следя за тем, чтобы парус постоянно находился в выгодном по отношению к ветру положении. Одновременно с этим плавно перекладывают руль в сторону поворота, внимательно следя за направлением ветра. Когда диаметральная плоскость расположится вдоль линии ветра, руль резко кладут в сторону поворота до отказа. Скорость .поворота усиливается, и нос шлюпки перекатывается через линию ветра. В момент выхода на бейдевинд нового галса подается команда «Шкоты на правый (левый) борт!», по которой шкотовые наветренного борта травят, а шкотовые подветренного — выбирают шкоты, устанавливая полотнища парусов в надлежащее положение.
Если шлюпка, перейдя линию ветра, потеряет инерцию и не выйдет на бейдевинд нового галса, то подается команда «Кливер на ветер!» По этой команде кливер-шкотовые выносят кливер на прежний галс, т. е. на тот галс, которым шлюпка шла до поворота. В таком положении кливер заберет встречный ветер и под действием его силы нос шлюпки будет уваливать в сторону поворота, завершая его выполнение.
Поворот оверштаг удобен тем, что для его выполнения не требуется много места, так как циркуляция получается небольшая. К нему прибегают обычно при следовании шлюпки галсами против ветра.
При повороте через фордевинд шлюпка меняет галс, пересекая линию ветра кормой.
Поворот через фордевинд удается всегда, но для его исполнения требуется много места, так как шлюпка совершает большую циркуляцию. К этому повороту прибегают, когда шлюпка идет полными ветрами (бакштаг, фордевинд) или когда поворот оверштаг не удается.
По, команде «К повороту, поворот через фордевинд!» гребцы готовятся к повороту, а рулевой перекладывает руль в сторону подветренного борта. Если необходимо сократить циркуляцию и увеличить скорость поворота, гребцов пересаживают в корму. На двухмачтовых шлюпках с этой же целью выключают из работы грот, раздергивая грота-шкоты или прижимая полотнище грота к мачте.
В процессе поворота шкотовые медленно потравливают шкоты с тем, чтобы паруса постоянно были расположены в выгодном по отношению к ветру положении. Однако нельзя оставлять шкоты все время вытравленными. В момент пересечения линии ветра полотнища парусов перебрасываются на другой борт, отчего шкоты испытывают сильные рывки, а шлюпка получает большой крен и может опрокинуться. Поэтому для смягчения, и ослабления толчка при подходе к линии ветра подается команда: «Шкоты стянуть!», по которой шкотовые обоих бортов выбирают шкоты втугую, стараясь поставить паруса как можно ближе к диаметральной плоскости шлюпки.
Однако стягивание шкотов лишь немного ослабляет силу толчка, и при сильном ветре этой предосторожности недостаточно. Для большей безопасности перед подходом к линии ветра подается команда: «Кливер-шкоты раздернуть, фок к мачте!». Кливер-шкотам дают большую слабину, а полотнище фока прижимают к мачте, вследствие чего в действии остается только верхний угол фока между рейком и мачтой.
На двухмачтовой шлюпке поступают точно так же, т. е. раздергивают кливер-шкоты и прижимают фок к мачте. Что касается грота, то выше было указано, что его стягивают или прижимают к мачте в самом начале поворота.
Таким образом, при выполнении поворота через фордевинд перед подходом- к линии ветра необходимо или стянуть шкоты (в слабый ветер), или прижать паруса к мачте (в сильный или порывистый ветер).
Как только паруса будут переброшены ветром на другой борт, подается команда «Шкоты травить!» Шкотовые, сдержав первый толчок ветра, постепенно вытравливают шкоты на новый галс, устанавливая паруса в надлежащее при данном угле ветра положение.
Как связать прямой узел с наложением марки видео
Комментариев нет:
Отправить комментарий