Движение шлюпки под парусом
Искусство управления парусной шлюпкой заключается в умелом использовании взаимодействия руля, парусов и дифферента.Известно, что на парусную шлюпку во время ее хода действуют две основные силы: сила ветра и сила сопротивления воды. Сила ветра приложена к центру парусности ЦП, а сила сопротивления воды — к центру величины ЦВ. ЦВ—центр тяжести объема подводной части шлюпки.
Сила ветра и сила сопротивления воды направлены в разные стороны и составляют пару сил.
Поскольку ЦП и ЦВ не совпадают по вертикали, возникает вертикальное плечо этих сил, способствующее образованию крена шлюпки в сторону подветренного борта, а в результате возможного несовпадения ЦП и ЦВ по горизонтали образуется горизонтальное плечо этих сил, стремящееся повернуть шлюпку в ту или иную сторону.
Для удержания парусной шлюпки на одном курсе необходимо удифферентовать ее, т. е. разместить груз и людей так, чтобы при данной площади парусности горизонтальное плечо силы, ветра и силы сопротивления воды было сведено к нулю.
Плохо удифферентованная шлюпка стремится повернуть в сторону под действием упомянутой выше пары сил, вследствие чего получаются непроизвольные подвороты шлюпки, которые приходится сдерживать при помощи руля.
Если шлюпка поворачивает носом на ветер (выходит на более крутой ветер), это означает, что она приводится к ветру.
Если шлюпка поворачивает носом под ветер (выходит на более полный ветер), это означает, что она уваливается под ветер.
Перенесение ЦП по горизонтали, достигается выключением из работы отдельных парусов путем раздергивания (потравливания с большой слабиной) шкотов паруса. Например, на двухмачтовой шлюпке раздергиванием грота-шкотов центр парусности переносится к косу, вследствие чего шлюпка уваливается под ветер, а раздергиванием кливер-шкотов центр парусности переносится к корме, в результате чего шлюпка будет приводиться к ветру.
Перенесение ЦВ по горизонтали достигается пересадкой гребцов. Перемещение гребцов к носу шлюпки способствует приведению ее к ветру, а ближе к корме — уваливанию под ветер.
При хождении под парусами необходимо добиваться, чтобы они наилучшим, образом воспринимали силу ветра, а шлюпка имела наибольшую при данных условиях скорость.
При следовании в бейдевинд паруса должны располагаться так, чтобы передние шкаторины чуть дрожали («заигрывали»), а полотнища были растянуты ветром. Если при этом паруса начинают полоскать, то они вышли из ветра (не забирают ветер). Такое положение может получиться, когда шлюпка идет слишком круто к ветру или когда неправильно расположены паруса. В первом случае следует спуститься под ветер, во втором — выбрать шкоты.
При следовании в бакштаг или фордевинд паруса нужно располагать так, чтобы задние шкаторины «заигрывали», а полотнища были наполнены ветром. Если при этом образуется сильный крен, то шкоты выбраны слишком туго и их необходимо потравить. Если же паруса начинают полоскать, а передние шкаторины «заигрывать», то необходимо или выбрать шкоты, или спуститься под ветер.
Как связать прямой узел с наложением марки видео
Комментариев нет:
Отправить комментарий