Виды красок и их применение
Свинцовые белила — стойкая краска белого цвета, не чувствительная к воздействиям солнечного света, воздуха и воды. Применяется для окраски судовых шлюпок, надстроек и других наружных (поверхностей. Для внутренних помещений свинцовые белила не годятся, так как содержат вредный для здоровья свинец.Цинковые белила — краска белого цвета. Разрушается от воды, не ядовита. Применяется для грунтования и окраски жилых помещений.
Свинцовые и цинковые белила приготовляют нескольких сортов. Каждый сорт характеризуется определенным номером - чем меньше номер, тем выше качество краски. Например, свинцовые белила № 00 приготовляются без всяких примесей, а сухие свинцовые белила № 0 и 1 содержат 22—45% тяжелого шпата; цинковые белила М-00 также приготовляются без примесей, а цинковые белила М-0 содержат 20% тяжелого шпата.
Литопоновые белила — краска белого цвета, содержащая в качестве пигмента белый порошок—литопон. Литопоновые белила марки 00 приготовляются без примесей, а марки 0 содержат 25% легкого шпата. Имеют то же применение, что и цинковые белила, но менее стойки и со временем темнеют. Для грунтования металлических поверхностей литопоновьн1 белила применять нельзя, так как металл под ними5 быстро ржавеет.
Свинцовые, цинковые и литопоновые белила имеют желтоватый оттенок. Для получения красивого ярко - белого цвета с голубоватым оттенком в белила добавляют небольшое количество синей краски (ультрамарина или берлинской лазури). В краску, разведенную на темной олифе, необходимо добавлять больше синьки.
Титановые белила — ярко - белая, стойкая краску, приготовленная на двуокиси титана и примесей (75% тяжелого или 65% легкого шпата). Применяется обычно для нанесения последнего слоя при окраске жилых помещений на судне. Титановые белила обладают высокой кроющей способностью, не боятся морской воды и в то же время совершенно безвредны. Добавлять в них синьку или другие органические красители не рекомендуется, так как входящая в состав белил двуокись титана обесцвечивает эти краски.
Шаровая краска представляет собой смесь белил и сажи. Для ее приготовления сажу, растертую на олифе, постоянно размешивая, вливают в разведенные свинцовые белила до тех пор, пока не получится желаемый оттенок. Обычно сажу или готовую чернь добавляют в количестве до 10% от веса белил. Для придания шаровой краске голубоватого оттенка можно добавить определенное количество, синей краски.
Шаровая краска получила на судах очень широкое применение. Ею покрывают надводный борт наливных и рефрижераторных судов, различные палубные устройства и механизмы, внутренние борта судовых шлюпок, трюмные помещения, парусиновые чехлы, тенты и другие парусные изделия. Для покраски трюмов и внутренних помещений можно использовать шаровую краску,
представляющую собой смесь свинцовых и цинковых белил. Черная краска (чернь) — смесь сажи, полученной при сжигании нефтепродуктов и тщательно растертой на олифе, с примесями. При разведении черни рекомендуется добавлять в олифу 10—15% масляного лака. Это делает краску более стойкой и придает окрашенной чернью поверхности Гладкий и блестящий 1 вид.
Применяется чернь для окраски надводного борта судна, дымовых труб, кожухов, якорей, такелажных цепей и различных палубных предметов.
Свинцовый сурик — стойкая краска красно-оранжевого цвета. Очень хорошо защищает металл от коррозии и применяется в основном для грунтования наружных металлических поверхностей перед окраской. Свинцовым суриком окрашивают часть наружного борта — пояс переменной ватерлинии.
Для покраски или грунтовки поверхностей жилых помещений свинцовый сурик не используют, так как он ядовит.
Железный сурик — краска красно-бурого цвета с коричневым оттенком. Применяется для грунтовки металлических поверхностей внутренних помещений. Железный сурик быстро портится от воздействия влаги и особенно морской воды.
В отличие от свинцового железный сурик безвреден и его можно применять для грунтовки в жилых и служебных помещениях.
Охра — минеральная краска различных оттенков. Наибольшее применение имеет охра желтого и светло-золотистого оттенков. Применяется для грунтования и окраски деревянных поверхностей и окраски металлических поверхностей. Для получения темно-желтого и светло-коричневого оттенка в охру можно добавлять мумию, крон, умбру.
Охрой красят детали рангоута, нижние части переборок в жилых и служебных помещениях, рундуки, двери и т. д.
Мумия — минеральная краска красного или фиолетового цвета. Добавляется в целях получения определенного цвета краски, предназначенной для окрашивания внутренних судовых помещений.
Свинцовая зелень — зеленая краска. Служит для окраски корпуса и щитка правого отличительного огня, а также некоторых деталей в машинном и других служебных помещениях. Для получения темно-зеленого оттенка достаточно добавить в эту краску небольшое количество воды.
Берлинская лазурь — минеральная краска темно-синего цвета. Применяется для подкрашивания красок.
Ультрамарин — краска лазурно-синего цвета. Применяется для подкрашивания красок.
Киноварь — искусственная краска ярко-красного цвета. На судах в основном применяют лучший ее сорт под названием китайской киновари, или вермильона. Употребляется для окраски марки на трубе, корпуса и щитка левого отличительного огня, ящиков и инструментов пожарного инвентаря, рукояток водонепроницаемых дверей, некоторых деталей в служебных помещениях, а также для покраски и производства надписей на спасательных кругах и светящихся буйках.
Умбра — краска темно - коричневого или красно - корячневого цвета. Применяется для подсвечивания красок и для отделки окрашиваемой поверхности под разные породы дерева.
Крои — краска желтого, лимонного или оранжевого цвета. Применяется при отделке внутренних помещений и для придания краскам различных оттенков.
Алюминиевые краски приготовляют из алюминиевой пудры, разведенной на битумном лаке или тинктуре. В качестве связующего вещества может применяться сланцевая олифа. Алюминиевые краски хорошо отражают солнечные лучи (до 70 %1) и водонепроницаемы, благодаря чему получили широкое применение для окраски отдельных наружных и внутренних деталей судна. Ими покрывают кожухи, машинные капы, «козырьки на мостике, щиты, прожекторы, радиаторы отопления, трубопроводы, вентили и другие детали и приборы служебных помещений.
Разведение и получение красок с определенным оттенком.
Краски на судно поступают в трех видах: в порошке, густотертыми и готовыми к употреблению.
В порошке поступают такие краски, которые легко разводятся на олифе, не образуя при этом комков пигмента. К ним относятся прежде всего свинцовый сурик, охра, ультрамарин, алюминиевый порошок и некоторые виды белил.
При разведении сухих красок на олифе или масле предварительно засыпают в банку, бидон или бочку необходимое количество порошка. При этом порошок не должен занимать более половины сосуда. Затем в порошок вливают небольшое количеств» олифы, масла или другого связующего вещества и полученную смесь тщательно растирают деревянной лопаткой. Растирать рекомендуется до получения густой однородной пасты, не содержащей комков сухого пигмента. Однородная паста получается лишь в том случае, когда краски замешивают густо на небольшом количестве олифы. В полученную пасту добавляют необходимое количество олифы, а иногда еще растворителя и сиккатива, до получения малярной консистенции (рабочей густоты). Олифу, растворитель и сиккатив следует вливать небольшими дозами, тщательно размешивая краску после каждого добавления с тем, чтобы не разжижать ее сверх нормы.
Если по какой-либо причине олифы или растворителя будет внесено слишком много и краска получится жидкой, ни в коем случае нельзя добавлять в нее сухой порошок пигмента, так как в жидком составе его растереть очень трудно, а в некоторых красках даже невозможно. При внесении порошка пигмента в; жидкую краску образуются сухие комки, обтянутые густой оболочкой, через которую олифа и растворители не могут проникнуть. Эти комки не уничтожаются даже при длительном размешивании краски. В процессе работы они растираются кистью на окрашиваемой поверхности и образуют полосы.
Поэтому в случае чрезмерного разжижения краски при разведении, рекомендуется приготовить необходимое количество густой пасты в другом сосуде и вливать ее, непрерывно помешивая, в разведенную краску до получения малярной консистенции. Оставшуюся пасту разводит до требуемой густоты и вливают в общий сосуд.
Следует отметить, что некоторые краски, доставляемые на судно в сухом виде, плохо поддаются растиранию, особенно если они при доставке или в результате небрежного хранения отсырели или подмокли. В этом случае рекомендуется воспользоваться ручной краскотеркой. Для растирания краски краскотеркой сухой пигмент замешивается на олифе в виде густой пасты. Если пигмент ссохся комками, его перед замешиванием разминают в порошок. Полученную пасту пропускают через краскотерку и разводят до требуемой густоты. После употребления краскотерку необходимо немедленно промыть керосином.
Если на судне ручной краскотерки нет, а в порошке пигмента имеются комки, то прежде всего нужно размять сухую краску на фанерном или (металлическом листе, затем просеять через сетку или сито с мелкими ячейками и только после этого замешивать порошок.
Густотертая краска представляет собой пасту, в которой пигмент растерт на масле или олифе заводским способом. В таком виде на судно поступают литопоновые белила, чернь, киноварь, мумия, умбра, крон, свинцовая зелень и другие краски. Железный сурик, свинцовые и цинковые белила выпускаются в сухом виде и густотертыми.
В густотертых красках пигмент тщательно растерт, поэтому они легко разводятся до малярной консистенции путем добавления необходимого количества олифы и растворителей. На судно густотертые краски поступают в жестяных банках, цинковых и жестяных бидонах, а некоторые, например железный сурик, — в деревянных бочонках.
Некоторые краски доставляют на судно в готовом виде. Перед употреблением такие краски необходимо размешать, так как пигмент в них оседает на дно тары, а на поверхности образуется слой олифы. Если готовая краска предназначается для грунтования поверхности или окраски механическим краскораспылителем, в нее добавляют небольшое количество олифы и растворителей для придания составу более жидкой консистенции.
Густота приготовляемых к употреблению красок зависит от сорта краски, способа нанесения ее на поверхность и условий, в которых производят покрасочные работы. Например, белила и шаровая краска вследствие свойств красящего пигмента получаются более вязкими, а чернь, свинцовый и железный сурики — более жидкотекучими.
При покраске с использованием механических краскораепылителей приготовляют более жидкий состав красок. Для покраски в холодную погоду также приготовляют более жидкий состав.
Для получения различной консистенции при разведении красок обычно добавляют соответствующее количество олифы или густой пасты. Если олифа слишком вязкая, то для разжижения краски добавляют растворители. Однако добавлением растворителей злоупотреблять не следует, так как от этого краска становится менее стойкой. Излишнее добавление сиккативов делает краску не пригодной к употреблению.
Растворители и сиккативы сокращают время для высыхания и затвердевания краски на поверхности и облегчают процесс окраски (жидким составом красить гораздо легче, чем вязким). Но одновременно они снижают стойкость и качество масляных красок, в результате чего на окрашиваемой поверхности получается менее плотная и менее эластичная пленка.
Для получения необходимой густоты красок и для придания им определенного качества существуют таблицы весового соотношения составных частей, входящих в ту или иную краску. Однако пользоваться таблицами при разведении красок в судовых условиях не всегда возможно, так как для этого необходимо знать вес смешиваемых составных частей (пигмента, олифы, растворителей и сушки). Кроме того, не всегда требуется одна и та же густота краски.
Поэтому рекомендуется приготовлять краску в следующем порядке:
а) взять или приготовить необходимое количество густотертой пасты;
б) определить примерно ее вес (если точный вес неизвестен)' и набрать нужное количество растворителя и сиккатива, если они необходимы;
в) смешать растворитель и сиккатив с небольшим количеством олифы и затем, вылив смесь в пасту, тщательно размешать краску;
г) добавить олифы до получения рабочей густоты. Для получения необходимого оттенка краски смешивают в разведенном виде. Иногда смешивают и густотертые краски, но в этом случае труднее определить полученный цвет.
Если удельный вес смешиваемых красок неодинаков, то смесь следует размешивать особенно тщательно.
Опытным путем для смешиваемых частей найдены весовые соотношения, при точном соблюдении которых краска приобретает определенный оттенок
Чтобы выдержать весовое соотношение, следует развести сначала краску, весовая доля которой больше других, а затем по частям влить в нее другие разведенные краски. В последнюю очередь вливают в состав ту краску, которая составляет в нем наименьшую долю.
Рекомендуется приготовлять краску в таком количестве, чтобы ее хватило на покрытие всей поверхности. В этом случае окрашенная поверхность будет иметь однообразный, равномерный цвет.
Вес необходимого количества краски подсчитывают, исходя из норм расходования ее на 1 м2.
Количество краски, необходимое для покрытия поверхности, зависит от удельного веса краски, ее кроющей и красящей способности, а главное, от состояния окрашиваемой поверхности. Например, для окраски гладкой загрунтованной металлической поверхности требуется в 3—4 раза меньше краски, чем для окраски парусины и в 7—8 раз меньше, чем для покраски по изоляционной крошеной пробке.
Для примерного определения количества краски, необходимого для окраски того или иного объекта, пользуются специальными таблицами. В этих таблицах указаны нормы расходования различных красок на 1 м2, в зависимости от рода окрашиваемой поверхности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий